Пропаганда: 2 часть

В рассказе Генри Каттнера "День не в счёт" главный герой говорит: "Во всём виновата система штамповки мозгов. Едва подрастёшь, как тебе начинают забивать голову. Фильмы, телевизор, журналы, кинокниги — все средства воздействия идут в ход. Цель одна — тебя заставляют покупать. Всеми правдами и неправдами. Прививают искусственные потребности и страхи до тех пор, пока ты уже не можешь отличить настоящего от поддельного".

Это, может быть, прямой, явной пропаганды "искусственных" потребностей и нет. Ведь это правда, что никто не гонит нас плетью в магазины, покупать новые альбомы "поп-звёзд", хотя руководители крупных американских лейблов и кинокомпаний, судя по всему, только и мечтают об этом.

Никто насильно не сажает двухлетних детей перед телевизорами, когда там появляются четыре "инопланетянские" физиономии или когда из чьих-то карманов начинают лететь всякие монстры.

Дело в том, что существует закон Йозеф Геббельс, классик искусства пропаганды.
эффективного внушения. Его, кстати, вывел всё тот же Йозеф Геббельс. Закон формулируется следующим образом: для того, чтобы что-то внушить большому количеству людей, это надо повторять, повторять и ещё раз повторять. И тогда люди с охотой поверят даже в то, что белое на самом деле чёрное.

Собственно говоря, не это ли и происходит? Конечно, пропаганда и все её производные не обязательно вляются злом. Вопрос в том, кто ею занимается, и с какой целью. А также в том, на кого эта самая пропаганда ведётся.

И если уж говорить о пропаганде в негативном смысле, то сопротивляться ей можно. И это не так уж и трудно. Человеку достаточно понять, что такое пропаганда, и научиться выявлять её в общем потоке информации (даром, что он уже почти достиг "вещественной" плотности).

А научившись, человеку уже гораздо легче самому для себя решать, насколько совместимы внушаемые ему идеи с его собственными представлениями о том, что хорошо, а что плохо.

И тогда пропаганда становится бессильной. Почти.

0 комментария(ев):